Клуб психологического общения детей подросткового возраста из числа воспитанников детских домов семейного типа и приемных семей «ПУТЬ К СЕБЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера, серьезные нарушения поведения нередко связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания. Своеобразной противоположностью благополучным сверстникам, в общественном сознании выступают воспитанники детских домов, подростки из неблагополучных семей. Дети – сироты оказываются лишены родительской любви и внимания, дети из неблагополучных семей не находят теплого отклика и отзыва дома, в связи с чем все эти значимые факторы оказываются достаточно влияющими на формирование личностных черт подростка. Подростки начинают замыкаться в себе, оказываются дезадаптированными в современном обществе.
Детям, воспитывающимся в приёмных семьях и ДДСТ безусловно трудно выстраивать свой жизненный путь, не получая в полной мере необходимой поддержки со стороны значимого взрослого. А после выпуска из семьи источником подобного рода поддержки для них являются социальные педагоги, психологи, кураторы, воспитатели и т.д. Бесспорно, эти люди могут оказать эффективную помощь несовершеннолетнему, но только в рамках своих компетенций. С большинством жизненных проблем, таких как поиск себя, самоидентификация, проблемы с осознанием своих ценностей и установок, проблемы в взаимоотношениях с окружающими, детям-сиротам приходиться сталкиваться и справляться самостоятельно. Все эти проблемы могут оказать существенное влияние на поведение подростка, усугубляя тем самым проживание нормативных и ненормативных кризисов, являющихся неотъемлемой частью взрослой жизни, что в свою очередь зачастую приводит к формированию у ребёнка девиантного поведения, способствующего попаданию в «плохие» компании, привлечению к административной, а иногда — и к уголовной ответственности. Среди сложностей, возникающих у выпускников из детских домов семейного типа и приемных семей можно выделить следующее.
- Сложности в построении доверительных отношений. Из-за травматического опыта дети из замещающей семьи часто испытывают трудности в установлении близких связей с окружающими. Им сложно доверять взрослым.
- Проблемы с идентичностью и самооценкой. Отсутствие родительской любви и поддержки негативно влияет на представление ребенка о себе. Он может испытывать чувство неполноценности.
- Поведенческие нарушения. Некоторые дети в подростковом возрасте склонны к агрессивному, импульсивному или аутодеструктивному поведению как защитной реакции.
- Трудности в адаптации к изменениям. Перемены, свойственные подростковому периоду, могут вызывать стресс и дезадаптацию.
- Риск развития психических расстройств. Дети-сироты в 2-3 раза чаще сталкиваются с такими проблемами, как депрессия, тревожность, расстройства привязанности.
- Сложности в планировании будущего. Из-за отсутствия семейной поддержки подросткам-сиротам сложнее определить жизненные цели и пути их достижения.
Вопрос о предупреждении отклоняющегося поведения у несовершеннолетних из замещающих семей является одним из ведущих и актуальных. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. Поэтому, приоритетными векторами работы с данной проблематикой является развитие преставлений у выпускника замещающей семьи о себе, о своей личности, а также развитие у него эмоционального и социального интеллекта.
На сегодняшний день одна из основных задач педагога-психолога – поиск основных направлений реабилитации нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера. Стоит отметить, что групповая работа с подростками будет является крайне эффективным методом, способствующим не только развинтить у участников навыки взаимодействия в малой социальной группе, но и позволит включить в работу большее количество различных практических упражнений и психологических техник, направленных на взаимодействие с окружающими.
Для профилактики данной проблемы, а также с целью наладить систему ценностей и взглядов, я-концепцию, повышать самооценку и налаживать навыки эффективного взаимодействия с несовершеннолетними мы разработали цикл из 12 коррекционно-развивающих занятий разделенный на 3 блока: «Самоидентификация», «Эмоции», «Общение». В каждом блоке имеется по 4-5 занятий, в ходе которых углубленно изучается каждая тема, а также происходит обучение техникам, способствующим несовершеннолетним лучше понять себя, окружающих, а также научится эффективному общению с окружающими.
Цель работы клуба:
Способствовать развитию у подростков более осознанного и ценностного отношения к своей личности и индивидуальности, оптимизация отношений с окружающими людьми.
Задачи клуба:
- Формирование положительной адекватной самооценки и повышение уверенности в себе.
- Обучение навыкам саморегуляции, умений справляться с негативными эмоциями.
- Способствовать развитию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, умений разрешать конфликтные ситуации.
Категория участников:
Комплекс занятий рассчитан на подростков 14-17 лет.
Состав групп:
- Оптимальная численность 6-10 человек;
- Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но достаточно допустимы и гомогенные группы.
Форма проведения:
Групповые занятия.
Курс практических занятий рассчитан на 12 занятий по 1-1,5 часа. Рекомендуемая частота занятий – один раз в месяц.
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
«ПУТЬ К СЕБЕ»
№ |
Содержание работы |
Даты |
Ответственные |
1. Заседания клуба «ПУТЬ К СЕБЕ» |
|||
1.Самоотношение |
-«Мое внутреннее «Я»;
-«Мои жизненные ценности»;
-«Личные границы»;
-«Точка опоры». |
Октябрь 2024
Ноябрь 2024
Декабрь 2024
Январь 2024 |
Филидович Ю.А. Павлович Е.Н. |
2.Эмоции |
-«Эмоциональная грамотность»;
-«Я и моя агрессия»;
-«Проявление обиды»;
-«Я управляю своими эмоциями». |
Февраль 2025
Март 2025
Апрель 2025
Май 2025 |
Филидович Ю.А. Павлович Е.Н. |
3.Общение |
-«Общение»;
-«Мастерство диалога»;
-«Что мне мешает эффективно общаться?»;
-«Конфликт. Пути выхода из конфликта»; |
Июнь 2025
Июль 2025
Июль 2025
Август 2025 |
Филидович Ю.А. Павлович Е.Н. |
2. Консультационная деятельность |
|||
1. |
Проведение психодиагностического обследования: -тест «Коммуникативные умения» (Л.Михельсон, перевод и адаптация Ю.З.Гильбуха); -тест-опросник cамоотношения В.В.Столиной; -методика исследования эмоционального интеллекта подростков (А.В. Садокова, П.М. Воронкина) |
Сентябрь 2024 |
Филидович Ю.А. Павлович Е.Н. |
2. |
Диагностический контрольный срез по итогам занятий. |
Август 2025 |
Филидович Ю.А. Павлович Е.Н. |
3. |
Консультирование несовершеннолетних в решении актуальных проблем (по необходимости). |
В течение года |
Филидович Ю.А. Павлович Е.Н. |