Клуб психологического общения детей подросткового возраста из числа воспитанников детских домов семейного типа и приемных семей «ПУТЬ К СЕБЕ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера, серьезные нарушения поведения нередко связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания. Своеобразной противоположностью благополучным сверстникам, в общественном сознании выступают воспитанники детских домов, подростки из неблагополучных семей. Дети – сироты оказываются лишены родительской любви и внимания, дети из неблагополучных семей не находят теплого отклика и отзыва дома, в связи с чем все эти значимые факторы оказываются достаточно влияющими на формирование личностных черт подростка. Подростки начинают замыкаться в себе, оказываются дезадаптированными в современном обществе.

Детям, воспитывающимся в приёмных семьях и ДДСТ безусловно трудно выстраивать свой жизненный путь, не получая в полной мере необходимой поддержки со стороны значимого взрослого. А после выпуска из семьи источником подобного рода поддержки для них являются социальные педагоги, психологи, кураторы, воспитатели и т.д. Бесспорно, эти люди могут оказать эффективную помощь несовершеннолетнему, но только в рамках своих компетенций. С большинством жизненных проблем, таких как поиск себя, самоидентификация, проблемы с осознанием своих ценностей и установок, проблемы в взаимоотношениях с окружающими, детям-сиротам приходиться сталкиваться и справляться самостоятельно. Все эти проблемы могут оказать существенное влияние на поведение подростка, усугубляя тем самым проживание нормативных и ненормативных кризисов, являющихся неотъемлемой частью взрослой жизни, что в свою очередь зачастую приводит к формированию у ребёнка девиантного поведения, способствующего попаданию в «плохие» компании, привлечению к административной, а иногда — и к уголовной ответственности. Среди сложностей, возникающих у выпускников из детских домов семейного типа и приемных семей можно выделить следующее.

  1. Сложности в построении доверительных отношений. Из-за травматического опыта дети из замещающей семьи часто испытывают трудности в установлении близких связей с окружающими. Им сложно доверять взрослым.
  2. Проблемы с идентичностью и самооценкой. Отсутствие родительской любви и поддержки негативно влияет на представление ребенка о себе. Он может испытывать чувство неполноценности.
  3. Поведенческие нарушения. Некоторые дети в подростковом возрасте склонны к агрессивному, импульсивному или аутодеструктивному поведению как защитной реакции.
  4. Трудности в адаптации к изменениям. Перемены, свойственные подростковому периоду, могут вызывать стресс и дезадаптацию.
  5. Риск развития психических расстройств. Дети-сироты в 2-3 раза чаще сталкиваются с такими проблемами, как депрессия, тревожность, расстройства привязанности.
  6. Сложности в планировании будущего. Из-за отсутствия семейной поддержки подросткам-сиротам сложнее определить жизненные цели и пути их достижения.

Вопрос о предупреждении отклоняющегося поведения у несовершеннолетних из замещающих семей является одним из ведущих и актуальных. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. Поэтому, приоритетными векторами работы с данной проблематикой является развитие преставлений у выпускника замещающей семьи о себе, о своей личности, а также развитие у него эмоционального и социального интеллекта.

На сегодняшний день одна из основных задач педагога-психолога – поиск основных направлений реабилитации нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера. Стоит отметить, что групповая работа с подростками будет является крайне эффективным методом, способствующим не только развинтить у участников навыки взаимодействия в малой социальной группе, но и позволит включить в работу большее количество различных практических упражнений и психологических техник, направленных на взаимодействие с окружающими.

Для профилактики данной проблемы, а также с целью наладить систему ценностей и взглядов, я-концепцию, повышать самооценку и налаживать навыки эффективного взаимодействия с несовершеннолетними мы разработали цикл из 12 коррекционно-развивающих занятий разделенный на 3 блока: «Самоидентификация», «Эмоции», «Общение». В каждом блоке имеется по 4-5 занятий, в ходе которых углубленно изучается каждая тема, а также происходит обучение техникам, способствующим несовершеннолетним лучше понять себя, окружающих, а также научится эффективному общению с окружающими.

 Цель работы клуба:

Способствовать развитию у подростков более осознанного и ценностного отношения к своей личности и индивидуальности, оптимизация отношений с окружающими людьми.

Задачи клуба:

  1. Формирование положительной адекватной самооценки и повышение уверенности в себе.
  2. Обучение навыкам саморегуляции, умений справляться с негативными эмоциями.
  3. Способствовать развитию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, умений разрешать конфликтные ситуации.

 

Категория участников:

Комплекс занятий рассчитан на подростков 14-17 лет.

Состав групп:

  •   Оптимальная численность 6-10 человек;
  •   Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но достаточно допустимы и гомогенные группы.

Форма проведения:

Групповые занятия.

Курс практических занятий рассчитан на 12 занятий по 1-1,5 часа. Рекомендуемая частота занятий – один раз в месяц.

 

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

«ПУТЬ К СЕБЕ»

 

Содержание работы

Даты

Ответственные

1. Заседания клуба «ПУТЬ К СЕБЕ»

1.Самоотношение

-«Мое внутреннее «Я»;

 

-«Мои жизненные ценности»;

 

-«Личные границы»;

 

-«Точка опоры».

Октябрь 2024

 

Ноябрь 2024

 

Декабрь 2024

 

Январь 2024

Филидович Ю.А.

Павлович Е.Н.

2.Эмоции

-«Эмоциональная грамотность»;

 

-«Я и моя агрессия»;

 

-«Проявление обиды»;

 

-«Я управляю своими эмоциями».

Февраль 2025

 

Март 2025

 

Апрель 2025

 

Май 2025

Филидович Ю.А.

Павлович Е.Н.

3.Общение

-«Общение»;

 

-«Мастерство диалога»;

 

-«Что мне мешает эффективно общаться?»;

 

-«Конфликт. Пути выхода из конфликта»;

Июнь 2025

 

Июль 2025

 

Июль 2025

 

 

Август 2025

Филидович Ю.А.

Павлович Е.Н.

2. Консультационная деятельность

1.

Проведение психодиагностического обследования:

-тест «Коммуникативные умения»

(Л.Михельсон, перевод и адаптация Ю.З.Гильбуха);

-тест-опросник cамоотношения В.В.Столиной;

-методика исследования эмоционального интеллекта подростков (А.В. Садокова, П.М. Воронкина)

Сентябрь 2024

Филидович Ю.А.

Павлович Е.Н.

2.

Диагностический контрольный срез по итогам занятий.

Август 2025

Филидович Ю.А.

Павлович Е.Н.

3.

Консультирование несовершеннолетних в решении актуальных проблем (по необходимости).

В течение года

Филидович Ю.А.

Павлович Е.Н.

поделиться в: